Строительство парка начнется снова С Петербург

0
217

Заказы на первые суда в рамках инвестиционных квот сконцентрировались на судостроительных заводах Северо-Запада России: дальневосточным верфям не досталось ни одного заказа.

Причина на поверхности: гражданского судостроения на Дальнем Востоке никогда не было, а на Западе отрасль существует несколько веков. Конкурировать с западными верфями за заказы в регионе пока некому. Но, учитывая тот факт, что подавляющая часть российской рыбы вылавливается в Дальневосточном бассейне, встает актуальный вопрос создания в регионе мощных судостроительных центров, способных обеспечить потребности рыбохозяйственного бизнеса в современных судах.

Выходом мог бы стать приход на Дальний Восток западных верфей с большим опытом и готовыми проектами. Намерения сделать такой шаг уже проявляла петербургская «Пелла», она собиралась инвестировать 2 млрд. рублей в строительство новой верфи в Приморье.

На полях Третьего Восточного экономического форума во Владивостоке руководство компании подписало с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций, ООО «Антей» и Ассоциацией добытчиков краба Дальнего Востока (АДК) соглашение о сотрудничестве по этому проекту. Компания планировала создать в рамках свободного порта Владивосток компакт-верфь для строительства рыбопромысловых судов длиной до 80 метров, а также краболовов, траулеров и других рыбопромысловых судов до конца 2019 года.

Пока проект приостановлен в связи с неопределенностью в отрасли, порожденной атаками на «исторический принцип» распределения квот на вылов краба и угрозой их будущего перераспределения через аукционы. Как следствие — рыбаки взяли паузу на размещение заказов на строительство судов до прояснения ситуации, паузу в этой ситуации пришлось брать и судостроителям.

Проявляла публичный интерес к строительству рыбопромыслового флота под инвестквоты приморская «Восточная верфь», однако не нашла партнера, готового сделать крупный заказ. Дело в том, что экономически выгодным для предприятия может быть только серийное производство траулеров. Для этого нужен крупный заказчик, а его пока нет. Готовы работать в этом направлении и другие судостроительные предприятия региона — ДЦСС, Дальзавод, но опыта проектирования и строительства «под ключ» таких судов у них пока нет.

Второе направление квотного стимулирования — предоставление квот под строительство береговых рыбоперерабытывающих предприятий — на Дальнем Востоке востребовано не меньше, чем на Северо-Западе: 11 из 23 заявок на инвестквоты под береговую переработку — дальневосточные. Проблема в другом: доля квоты, предусмотренная на эти цели, всего 5% от общего объема (чуть больше 90 тысяч тонн рыбы), что не покрывает существующую востребованность. Только в Приморье собираются строить три крупных завода по производству филе минтая, которые будут способны перерабатывать огромные объемы рыбопродукции.

По оценке замглавы Росрыболовства Петра Савчука, квот на береговые объекты хватит на полную загрузку всего двух больших заводов и одного небольшого, тогда как желающих строить береговую инфраструктуру на Дальнем Востоке значительно больше — помимо Приморья, заявки подавали предприятия Камчатки и Сахалина. Среди претендентов — крупнейшие рыбохозяйственные компании региона: НБАМР, «Доброфлот», Рыбколхоз имени Ленина, Преображенская база тралового флота (ПБТФ).

На Северо-Западе за инвестквоты ведут борьбу «Кольский рыбзавод», «Русская треска», «Мурманский рыбокомбинат», группа «Баренц» и многие другие рыбохозяйственные компании.

Очевидно, что запланированный объем инвестквот не удовлетворяет текущего спроса, — на всех точно не хватит. Поэтому будут проводить аукцион на понижение. Эта процедура добровольная и предусматривает согласие участников на строительство за меньшую долю квот. К слову, 1 марта стартует вторая заявочная кампания на предоставление инвестквот. Она продлится до конца июня.

Что нам стоит флот построить

По поручению Президента России пятая часть всех квот на добычу рыбы в стране отдана под инвестиционные цели. Уже весной 2018 года 600 тысяч тонн рыбы будут распределены между теми, кто в течение пяти лет построит на российских верфях траулеры или предприятия по береговой переработке рыбы в приоритетных для страны регионах, таких как Дальний Восток и Северо-Запад.

Решение остро назрело: рыболовный флот в нашей стране не обновлялся 30 лет, и дальнейшее бездействие государства грозило утратой лидирующих позиций страны в мировом рыболовстве и, как следствие, серьезными экономическими потерями.

На 40% обновится рыбопромысловый флот благодаря инвестиционным квотам.

Кто и где строит новые суда

Все суда, заявленные под инвестиционные квоты, будут строиться на отечественных верфях — такой порядок прописан в законодательстве. То есть ряд российских гражданских верфей, в том числе и частных, благодаря государству получили крупные заказы и инвестиции.

Отвечая на вопрос премьер-министра о том, где будут строиться суда, Шестаков сообщил: основная часть заказов размещена на верфях, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Рыбопромышленники уже заключили контракты с Выборгским судостроительным заводом и Адмиралтейскими верфями (Ленинградская область) и заводом «Янтарь» (Калининградская область). Ряд заказов размещен на частных верфях, в частности, на судоверфи «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область).

Семь судов уже в процессе постройки.

Наибольшее число заказов по инвестквотам размещено на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ). Целую серию судов на предприятии заказали предприятия, входящие в Архангельский траловый флот и НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

«Инвестквоты стали для нас долгожданным механизмом поддержки государством отечественного гражданского судостроения и уже дали положительные результаты. В настоящее время портфель заказов нашей верфи уже насчитывает восемь рыболовных судов и шесть краболовов», — рассказал «КП» заместитель генерального директора ВСЗ Андрей Попов.

Калининградский завод «Янтарь» строит сразу три траулера-сейнера для Рыболовецкого колхоза имени Ленина (Камчатка). Первое судно уже передано камчатским рыбакам, второй траулер-сейнер «Командор» встанет на воду в марте 2018 года, третий — «Ударник» — выйдет на швартовные испытания в конце года.

В декабре 2017 года «Янтарь» заключил контракт с Преображенской базой тралового флота (Приморский край) на строительство большого морозильного траулера. Он станет самым крупным из всех законтрактованных на сегодня в России рыболовных судов.

По мнению генерального директора «Янтаря» Эдуарда Ефремова, дальневосточные рыбаки выбрали для строительства судов прибалтийский завод по нескольким причинам.

«Первая и самая главная, конечно же, «квоты под киль». Вторая причина — мы предложили камчатским партнерам не только построить нужные им суда, но и выполнить все остальные работы в рамках проекта, начиная с участия в разработке технической документации, выборе проектной организации и так далее. Третья причина — выигрышные сроки строительства судов на нашем предприятии. Благодаря тому, что мы базируемся в незамерзающей части Балтийского моря, у нас есть возможность проводить испытания судов круглый год, что сокращает сроки строительства», — отметил Ефремов. Второй заказчик, Преображенская база тралового флота, помимо указанных причин, принял решение о работе с нами, исходя из положительного опыта сотрудничества с Рыболовецким колхозом им. Ленина», — сказал генеральный директор ПСЗ «Янтарь».

Частная судостроительная верфь «Пелла», расположенная в Отрадном (Ленинградская область), строит два краболовных судна для владивостокского ООО «Антей». В среднесрочной перспективе компания рассматривает строительство на стапелях «Пеллы» еще 15 — 20 таких судов. Однако с оговоркой, что эти планы могут быть реализованы только в случае, если компании удастся сохранить за собой закрепленные квоты на добычу краба в 2018 году.

Кроме того, на «Пелле» строятся четыре траулера для компании «Мурмансельдь-2», законтрактованные еще в середине 2017 года. В конце года на верфи заложили еще два судна — средние траулеры для компаний АО «Эридан» и АО «Стрелец». Траулеры предназначены для донного и пелагического промысла и переработки рыбы на борту.

Успехи других верфей в привлечении рыболовных заказов пока скромнее, но это лучше, чем ничего, — несколько лет назад о каких-нибудь заказах от рыбаков для отечественного судостроения не шло и речи.

К СВЕДЕНИЮ

Согласно новым правилам 20% от всех предоставляемых федеральными властями инвестиционных квот (они дают компаниям право на вылов морских биоресурсов) изымается у всех рыболовных компаний, после чего будет перераспределена между теми рыболовами, которые обязуются построить новые корабли на российских верфях или перерабатывающие заводы в прибрежной зоне. Механизм позволил привлечь в судостроение деньги частных рыболовецких компаний, которые раньше предпочитали строить суда за рубежом или покупать их на вторичном рынке.

Заявки от желающих побороться за инвестиционные квоты принимались в течение 2017 года. На недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава «Росрыболовства» Илья Шестаков доложил об итогах этой работы. В ходе встречи он отметил, что всего на получение инвестиционных квот подано 68 заявок. Отбор прошли 56 из них.

«Будет построено 33 новых судна на отечественных верфях: 6 больших и крупных судов для Дальнего Востока и 27 средних и малых судов — для Северного бассейна. Причем если для Дальнего Востока это крупные суда более ста метров, то в Северном бассейне другая специфика — тут суда до 85 метров. На всех этих кораблях предусмотрена высокотехнологичная переработка», — отметил Шестаков.

Также, по его словам, построят 23 береговых завода. По информации главы Росрыболовства, общий объем инвестиций в рамках механизма инвестиционных квот составит 140 млрд. рублей в течение пяти лет.

Поделитесь:
Поставьте оценку:
0
0
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments