Обновление рефрижераторного парка РЖД позволит быстрее попадать выловленной рыбе в магазины, а новый закон, который предполагает уведомительный порядок для рыболовных судов при прохождении точек морского пограничного контроля, повлияет на снижение цены отечественных морепродуктов. В результате уже в следующем году рыба на прилавках может подешеветь.Иваси нечем ловить, мойву некуда грузить
При взгляде на карту нетрудно понять основную проблему российской рыболовной отрасли. Места вылова — Дальний Восток, Мурманск, Архангельск — находятся на расстоянии сотен километров от крупных городов центральной части России, где и проживает основная часть населения.
Сегодня цена рыбы к моменту её доставки на прилавки Москвы возрастает в три-четыре раза. Прибыль же тех, кто рыбу непосредственно ловит, в структуре цены составляет не более 20 процентов. Всё остальное складывается из тарифов РЖД, расходов на обработку морепродуктов, а также на их хранение, которое часто затягивается из-за всевозможных административных барьеров. Эти сведения привёл директор департамента Минсельхоза Евгений Кац на заседании в Совете Федерации, которое было посвящено созданию благоприятных условий для увеличения поставок отечественной рыбной продукции на внутренний рынок.
Есть проблемы и у рыбаков. «В этом году локационные наблюдения зафиксировали массовую миграцию иваси к нашим дальневосточным берегам», — рассказал председатель ассоциации рыбных предприятий Сахалина Максим Козлов. Теоретически объём вылова иваси может составить до одного миллиона тонн в год, притом что этот вид рыбы отличается доступной ценой и отличными вкусовыми качествами. Однако эту рыбу надо быстро обрабатывать. В советское время этим занимались плавучие рыбозаводы. Этих судов-гигантов на Дальнем Востоке насчитывалось 160. Сейчас их осталось семь. Производство новых судов не ведётся с 1990 года. Получается, ловить иваси отечественным рыболовам сейчас не на чем, поэтому эта дешёвая и вкусная рыба на наши столы не попадает.
С мойвой другая история. Путина этой рыбной популяции продолжается всего полтора месяца в году. И только в это время её и ловят. «Однако как раз на этот период Минобороны планирует ракетные стрельбы, из-за чего большая часть промысловых районов оказывается закрытой. В прошлом году мурманские рыбаки потеряли по этой причине 178 судочасов», — сообщил председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. Ну а тех, кому посчастливилось обзавестись большим уловом, ждут большие проблемы уже в наших портах.
На Алтайском вагоностроительном заводе уже создан опытный образец рефрижератора нового поколения. Сейчас проходит его сертификация.
«Глубина у причалов Мурманского рыбного порта не более восьми метров, в то время как осадка траулеров не менее десяти. Значит, к берегу подойти рыбаки не могут и вынуждены перегружать улов на берег с помощью небольших транспортов. Иногда такая разгрузка длится по три дня и более», — отметил Григорьев. Пока продолжается эта работа, пока транспортная компания подгоняет вагоны, рыба должна храниться в спецхолодильниках. Плата за такое хранение немалая. Да и не хватает таких холодильников, поэтому часть улова просто теряется у причалов. В Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года, которая сейчас разрабатывается Росрыболовством, необходимо включать работы по углублению рыбных портов в Мурманске и Архангельске, чтобы суда могли подходить к причалу и осуществлять разгрузку, считает эксперт.
Рефрижераторы побегут быстрее?
А вот с тарифами железнодорожников острота ситуации, которая долгие годы была притчей во языцех, сейчас снята. Тарифы обсуждались на ряде совещаний в Правительстве у вице-премьера Аркадия Дворковича. Решение в конце концов было найдено.
Модернизация железнодорожной инфраструктуры на пути с Дальнего Востока в центральную часть страны уже позволила выделить РЖД дополнительные курьерские «рыбные» маршруты. А возникшая конкуренция среди экспедиторов позволила снизить стоимость перевозки с 16-17 рублей за килограмм продукции до 12-14 рублей, рассказал замдиректора департамента Владимир Бабушкин. В результате со следующего года рыбу будут везти с Дальнего Востока до Москвы на пять суток быстрее, чем сейчас.
Правда, помешать этим планам может другая проблема. «Самому молодому вагону-рефрижератору сегодня за тридцать. Они рассчитаны на совершенно другую скорость транспортировки и просто могут не выдержать нагрузок», — заметил Владимир Бабушкин. Кроме того, к 2020 году ожидается массовое выбытие (94 процента!) таких рефрижераторов. Решение может быть только одно — строить новые вагоны.
«РЖД об этом знают. На Алтайском вагоностроительном заводе уже создан опытный образец рефрижератора нового поколения. Сейчас проходит его сертификация», — рассказал представитель РЖД. Однако в Совете Федерации считают, что темпы работ по замене парка рефрижераторов требуется ускорить и с этой целью внести соответствующие изменения в Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года.
Пограничник! Пропусти своих!
О том, что необходимо сделать законодателям для развития рыбохозяйственной отрасли, рассказала член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева.
Сенатор, не понаслышке знающая портовое хозяйство, считает, что серьёзным сдерживающим фактором является процедура контроля пограничной службы. Проводимые пограничниками мероприятия значительно увеличивают затраты промысловиков на время простоя судов. По мнению Талабаевой, пограничным службам необходимо переходить к так называемому рискоориентированному подходу, когда все добывающие суда будут поделены на две условные группы: те, кто давно занимается промыслом и зарекомендовал себя как законопослушный (проход таких судов через границу будет осуществляться в уведомительном порядке), и компании-новички, которых надо досматривать тщательно. Но такой подход будет применяться только для судов под российским флагом.
«Нашим ведомством такой законопроект уже подготовлен. Сейчас он находится на согласовании в Минюсте и скоро будет внесён в Государственную Думу», — заключил замначальника департамента береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ Олег Волков.