ВЭФ-2017: вид неофициального официальные результаты

0
189

6-7 сентября во Владивостоке прошел третий Восточном экономическом форуме было заключено 217 сделок на общую сумму около 2,5 трлн рублей.

Учитывая, что в 2015 году объем составил 1,3 трлн долларов, в 2016 году - в 1,85 триллиона рублей, ВЭФ уже можно считать успешными. Однако эффективность и значимость на этом форуме не только измерять количество договоров и количество участников. Самое главное, пожалуй, заключается в том, что ВЭФ был явным доказательством того, что руководство страны очень большое внимание уделяет развитию Дальнего Востока, который постепенно превращается из далекого провинциального региона на огромной территории опережающего развития.

Говоря о результатах форума, в первую очередь хотелось бы отметить подписано это соглашение. Выступая на пресс-конференции, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации и полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев выделил пять основных соглашений:

- Соглашение об осуществлении деятельности на ТОР территории, "свободной" между ООО "Газпром переработка Благовещенск" и CRDW в размере 948,35 млрд рублей. Будет 2589 рабочих мест.

- Соглашение о реализации на вершине проекта "Нефтехимический" инвестиции для создания нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов по производству моторных топлив "Евро-5" и другие нефтепродукты на общую сумму свыше 650 млрд рублей. Союз Корпорация развития Дальнего Востока и Восточной нефтехимической компании обещает создать 4420 рабочих мест.

- Соглашение между Минвостокразвития России и ОАО "Находкинский завод минеральных удобрений" строительство Находкинского завода минеральных удобрений в сумме 387,7 млрд рублей. Согласно договору, реализация проекта позволит обеспечить Приморье и на Дальнем Востоке в целом, более 1950 новых рабочих мест.

- Соглашение о реализации инвестиционного проекта по производству метанола более чем на 234 вакансии в городе Сковородино Амурской области между Минвостокразвития России и ОАО "технолизинг", ООО "ЕСН" в сумме 44,3 млрд. рублей.

- Соглашения о реализации инвестиционных проектов по созданию трех животноводческих ферм и молочных продуктов в ТОР "Михайловский" в Приморском крае между КРД и Вьетнамской компанией "Русь учить Приморского" на общую сумму 16 млрд рублей, где в будущем планируется создать 500 рабочих мест.

Следует отметить, что в рамках третьего Восточного экономического форума статуса резидента свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития получили 26 компаний-инвесторов. 10 из них планируют реализовать свои проекты в рамках ТОР, и 16 в рамках СПВ.

Так, помимо вышеуказанных проектов ТОР "солнечный", "Нефтехимический" и "Майкл", следует отметить и другие. Компания "Мазда Соллерс мануфэкчуринг Рус" планирует продать в верхней части инвестиционного проекта "Надеждинский" по строительству и модернизации мощностей в промышленном производстве моторных транспортных средств и Mazda двигатели семейства skyactiv-г, в том числе их сборка и обработка основных компонентов двигателя. В рамках проекта компания планирует выйти на производственную мощность производства 50 тыс. двигателей в год. В то время как статус резидента ТОР ВЭФ "Надежда" получили еще четыре компании.

В Южно-Сахалинске в ТОП "Южный" компании "транс – Норд" будет создан Индустриальный "Индустриальный парк" и в ТОР "Комсомольск" инвестиционная компания "ЗП "древесные гранулы" будет организовано производство топливных гранул (пеллет).

Свободного порта Владивосток, в свою очередь, обогатился шестнадцать новых инвестиционных проектов. Здесь, в частности, планируется реализовать проекты по строительству современных жилых комплексов, коммерческой недвижимости, гостиниц, медицинских центров, комплексное развитие территорий, включая строительство школ, детских садов, торговых центров. Кроме того, на территории ТПМ в прибрежной зоне резидент "Гольф-Парк ДВ" и "гольф-клуб Crystal" запустит два крупных поля для гольфа, и компании "Приморский ипподром" будет создать объединенный трек для гонки и отслеживать события.

Конечно, нельзя обойти вниманием и подписание Фонда развития Дальнего Востока соглашение с экспортно-импортным Банком Кореи (KEXIM) с объемом инвестиций до $ 2 млрд, а также подписание соглашения между ЧРП и Центр китайского Шелкового пути сотрудничества на острове Русский инвестиции в размере 45 миллиардов рублей. В свою очередь, глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров и министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж было решено создать русское отделение Национального агентства по развитию и продвижению инвестиций Инвест Индии.

Также подписано на ВЭФ документ включает в себя ряд соглашений и меморандумов о сотрудничестве между Фондом "Recongress" и ее региональными партнерами из бизнес-организаций и экономических объединений: корейское агентство содействия торговле и инвестициям (KOTPA), японская Ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом (кода), Филиппино-Российской бизнес Ассамблеи (PRBA), форум АЦП (Австралийский Давосе связи Лтд).

В этом году в Восточном экономическом форуме приняли участие более 6 тысяч человек, в том числе иностранные участники из более чем 60 стран. Первых лиц в работе форума приняли участие Президент России Владимир Путин, Президент Республики Корея Мун Чжэ ин, Президента Монголии Баттулга Khaltmagiin, а также вице-премьер-министр Японии Синдзо Абэ. С китайской стороны присутствовали вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян. Кроме того, в работе форума приняли участие член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК, заведующий отделом ЦК Коммунистической партии Вьетнама по экономическим вопросам Нгуен Ван Бинь, министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж; губернатор штата Калифорния (США) Джеральд Эдмунд Браун; заместитель Премьер-Министра, министра экономики, министра внутренней безопасности, министра обороны Люксембурга Этьена Шнайдера, Вице-премьер и министр стратегии и финансов Республики Корея Ким Дон-Юн; Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов и другие официальные лица, 10 министры иностранных дел Индии, Кореи, Монголии, Республики Корея и Японии, а также руководители дипломатического корпуса, Аргентины, Брунея, Индии, Ирана, Китая, Монголии, Республики Корея, Филиппин, Южной Африки и Японии. Самая многочисленная делегация прибыла из Японии, и самый маленький был делегации КНДР, которые представляли шесть человек.

Говоря о затронутых вопросов ВЭФ экономического сотрудничества, особое внимание озвученные Президентом Южной Кореи Мун Чжэ-в противном случае тезис о перспективах подписания соглашения о свободной торговле между Южной Кореей и Евразийским экономическим Союзом. Актуальность этого вопроса сейчас очень большие, и не только потому, что соглашение о свободной торговле может стать мощным катализатором для развития торгово-экономических отношений между Республикой Корея для стран-участниц Евразийского экономического Союза. Заявление Мун Чжэ ина можно рассматривать как ответ на недавнее заявление президента США Дональда трампа о возможного разрыва или пересмотра вступивших в силу с 2012 года, соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, известной как "КОРУС". Решение о выходе из соглашения КОРУС еще не принято, но Трамп недавно сказал, что их советники и подготовиться к этому шагу, называя соглашение КОРУС"попадалово", который "уничтожил" США. Однако, не думаю, что США откажется от договора о свободной торговле с Южной Кореей, только чтобы не допустить заключения соглашений Сеул с ЕАЭС. Этот разрыв не в полной мере представляют интересы США, и его высказывания трампа, судя по всему, стремится достичь от корейской стороны уступок в плане большей открытости своего рынка для американских товаров. Очевидно, что это понимают и в Южной Корее, Сеул заинтересован в том, чтобы сохранить с нами соглашение и тем самым заключить договор с ЕЭС, чтобы иметь возможность выторговать себе максимально благоприятные условия в обоих случаях.

Еще одна интересная тема, предложенный российской стороной строительства моста Сахалин – Хоккайдо. Этот проект на самом деле не нова, ее неоднократно и каждый раз были отложены на длительный срок. Вполне очевидно, что проект, как отметил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, требует детального изучения. Ранее Японская позиция в этом вопросе было то, что такой мост можно, но только при условии, что российская сторона будет в первую очередь обеспечить связь Сахалина с материковой частью России. В этом случае, проект может иметь потенциал, чтобы быть прибыльным, если будет загрузка новой железнодорожной линии груза. На сегодняшний день, однако, реальная экономическая целесообразность этой линии еще – исходя из текущих объемов двусторонней торговли, объем возможной поставки из Хоккайдо в Россию и обратно по железной дороге будет крайне небольшим, а стоимость очень высока. Этот вариант транспорта пока не в состоянии конкурировать с моря, так как для большинства товаров увеличение времени транспортировки менее важна, чем затраты на транспортировку. Необходимость замены всей железнодорожной инфраструктуры на Сахалине и создание новой инфраструктуры в Хабаровском крае еще больше увеличивает стоимость проекта.

Кроме того, для правительства Синдзо Абэ, мост проекта Сахалин – Хоккайдо может стать серьезной головной болью, так как он будет поднимать вопрос о необходимости развития экономики Хоккайдо и дать противнику хорошую основу для критики Абэ. В то же время-это фактор, который может значительно увеличить Японский интерес в этом проекте – если это связано с созданием в Японии базы для перевалки грузов по Северному морскому пути, то есть, российские товары пойдут через Сахалин в Японию для формирования сторонами, подлежит последующей пересылкой по Северному морскому пути в Европу. С одной стороны, это может способствовать привлечению грузов на Северный морской путь, однако, этот вариант вступит в противоречие с планами по созданию такого центра в Петропавловске-Камчатском.

В целом, для японской стороны, на форуме был, по большому счету, промежуточный этап в серии двусторонних контактов на главный вопрос мирного договора и решению территориальной проблемы. Японцы прекрасно знают, что до президентских выборов в России в 2018 году, решение этого вопроса невозможно и лучше не муссировать, как накануне выборов Владимир Путин будет вынужден учитывать настроения в обществе и может сделать жесткие заявления, которые будут бросать переговорный процесс назад. Для решения территориального вопроса необходимо сформировать благоприятное отношение общества. Поэтому, хотя до заключения мирного широкомасштабного Договора о японских инвестиций в Россию вряд ли возможно, небольшие проекты все же будут реализованы. Особенно это касается социальной инфраструктуры, потому что японцы считают, что их инвестиции в этой области должна способствовать формированию благоприятного отношения к Японии, жители Дальнего Востока Российской Федерации.

В целом, третий Восточный экономический форум продемонстрировал, что свободный порт Владивосток и Торы могут вполне успешно привлекать инвестиции. Однако, стоит отметить, что с форума подписаны соглашения 91.7% от общего объема инвестиций составляют русские, 7% Китай, корейский 0.7 и 0.6% - все остальные, в то время как доля российских инвестиций приходится около 80%. С одной стороны, это можно трактовать как свидетельство того, что интерес иностранцев уменьшилось, и свободный порт Владивосток и Торы могут успешно конкурировать за российские инвестиции с другими регионами Российской Федерации, но не может конкурировать с другими регионами Азиатско-Тихоокеанского региона для иностранных инвестиций.

Однако, следует отметить, что СПВ и ТОР был введен на Дальнем Востоке не только на привлечение иностранных инвестиций и создание благоприятных условий для развития дальневосточных территорий. И тот факт, что интерес российских инвесторов к реализации проектов на Дальнем Востоке растет, это свидетельствует, что эти меры приносят конкретные результаты. На самом деле, частные российские инвесторы давно и успешно работают на международных рынках и проектов в России подходит еще более взвешенно и осторожно, чем иностранцы. Таким образом, рост инвестиционной активности отечественных компаний на Дальнем Востоке Российской Федерации свидетельствует о том, что существующие здесь условия действительно выгодные. Кроме того, это также хороший показатель для иностранных компаний, поскольку иностранные инвесторы не пойдут туда, где вам отказываются работать, местная компания.

В заключение я хотел бы сказать немного о перспективах. Сейчас ни у кого нет сомнений в том, что ВЭФ стал эффективным российского регионального экономического форума. Однако, если посмотреть на состав участников и растущий интерес мировых СМИ, вы можете, вероятно, сказать, что форум имеет шанс стать площадкой для ежегодного саммита глав государств Северо-Восточной Азии - в этом году, по сути, не хватало только лидера Китая. Особенностью ВЭФ, отличающей ее от других форумов может стать обсуждение конкретных вопросов региональной экономической интеграции Дальнего Востока России, Северо-Восточной Азии и многосторонних экономических проектов, в которых политические вопросы, обращая внимание лишь постольку, поскольку они влияют на экономическое сотрудничество в регионе.

Поделитесь:
Поставьте оценку:
0
0
avatar