Дефицит осенней кеты, сайры заставляет Японию искать необычные альтернативы

0
535

Отмечаемая в последние годы в Японии тенденция к сокращению ранних осенних уловов кеты и сайры, традиционно используемых для традиционных сезонных блюд, заставляет японских маркетологов, работающих в сфере продажи морепродуктов, обратить внимание на необычные виды в поисках достойной альтернативы.Вылов осенней кеты в Японии из года в год снижается, что уже стало тенденцией, которую связывают, в том числе, с изменением климата. Между тем, осенняя кета очень популярна среди японцев, предпочитающих ее в тушеном виде или приготовленной на гриле и каждый год ожидающих начала осени, чтобы насладиться любимым сезонным блюдом. Тихоокеанская сайра, как и кета, также ассоциируется у многих японцев именно с осенним сезоном (наряду с грибами матцутаке), но и ее вылов находится на спаде, в результате чего розничные цены на свежую сайру поднялись до уровня 350-400 иен (3,10 — 3,54 доллара США, или 2,66 — 3,04 евро) штуку.

Такая ситуация стала типичной для Японии в последние годы. Рыба, которая мигрирует на северо-восток летом, например, лосось и сайра, возвращается позже, так как воды в традиционных нерестовых районах дольше остаются теплыми. В результате ранние уловы сезонных морепродуктов оказываются очень низкими, хотя затем в течение сезона вылов обычно улучшается, хотя зачастую все равно не достигает результатов предыдущих лет.

Поскольку японцы довольно консервативны в своих привычках и с особым нетерпением ждут традиционных сезонных блюд из морепродуктов в определенное время года, для них складывающая ситуация так же неприятна, как если бы американцам заявили о дефиците индейки перед Днем Благодарения.

Казалось бы, достаточно просто подождать немного дольше, пока не подойдет рыба. Однако даже со временем проблема дефицита полностью не решается. Так, сайра теперь дольше задерживается в международных водах, поэтому китайские и тайваньские суда получают возможность так же дольше вести ее промысел, прежде чем она переместится в исключительную экономическую зону Японии. Кроме того, увеличивается и себестоимость промысла, поскольку японские компании вынуждены тратить больше времени на следование к промысловым районам, расходуя больше топлива и выплачивая большие зарплаты рыбакам.

В тио же время, такие климатические изменения дали и определенный положительный эффект –стало гораздо больше сардин, которые предпочитают теплую воду, и в этом году они были жирнее и крупнее. Чередующееся обилие анчоусов и сардин, с преобладанием сардин в теплые годы и анчоусов – в более прохладные, было отмечено на западном побережье США и в настоящий момент активно изучается. То же самое сейчас происходит и в Японии, где нынешнее потепление благоприятствует распространению сардин.

Вылов сардин по состоянию на 22 октября в основном районе добычи у г. Кусиро, Хоккайдо, превысил 100 000 тонн, впервые с 1992 года, когда объёмы улова составили 140 000 тонн. Оптовая цена на сардины на рынке Цукидзи в Токио 23 октября составила 486 иен (4.29 доллара США, 3.69 евро) за килограмм, что на 20 процентов ниже, чем за аналогичный период прошлого года, а объем продаж при этом был на 25 процентов выше прошлогоднего уровня.

В розничной торговле упаковки, состоящие из семи или восьми свежих сардин, продаются по цене от 300 до 390 иен (от 2.64 до 3.43 доллара США, от 2.26 до 2.94 евро). В пересчете на одну рыбу цена практически соответствует уровню этого же периода прошлого года, однако размер рыбы в этом году на 10-20 процентов больше. Таким образом, похоже, что сардины могут стать лидером по объемам продаж в японских супермаркетах этой осенью, заняв место сайры, лосося и кальмара.

Однако и у сардин вскоре могут появиться конкуренты. Как ожидается, в этом году в числе блюд местных кухонь и в магазинах по всей стране начнут появляться ранее малоизвестные виды глубоководных рыб, обитающих на глубинах от 200 до 600 метров. Так, свою продукцию рассчитывают представить рыбаки, ведущие промысел в заливе Суруга в префектуре Сидзуока, который имеет глубину 2500 метров и хорошо известен обитающей в нем необычной рыбой, например, большеглазой зеленоглазкой, называемой «мехикари» в Токио или «торобочи» в портовом городе Нумазу в Сидзуоке (Chlorophthalmusborealis). Также здесь есть рыба с сильным морским запахом, называемая «нигису» в Токио или «мегису» в Нумазу (Glossanodonsemifasciatus),а также японский макрурус, называемый «тозин» в Токио или «гехо» в Нумазу (Caelorinchusjaponicus). Сезон вылова этих видов открылся в конце сентября, и многие из них выйдут на рынок этой осенью. Другие районы Японии, известные глубоководной рыбой, — это город Одавара в префектуре Канагава, где обитает рыба-монах («абура-бозу», Erilepiszonifer), и префектура Тояма, где водится бельдюга («Норогенге», Bothrocarahollandi).

Однако продвинуть эти виды на японском рынке будет непросто, хотя для отдельных районов они не являются диковинными. Тем не менее, японские маркетологи в сфере продажи морепродуктов намерены попытаться решить эту трудную задачу и убедить потребителей, что эти новые виды рыбы, некоторые из которых отличаются довольно специфическим внешним видом и с огромными выпуклыми глазами, достойны того, чтобы заменить традиционные осенние виды рыбы на столах японцев по всей стране.

 

Поделитесь:
Поставьте оценку:
0
0
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments